На любом этапе развития абсолютно каждого предприятия возможно наступление кризиса. Для предотвращения подобного положения необходима разработка эффективной системы управления, которая содержит меры по прогнозированию, а также предупреждению негативных ситуаций. При этом в настоящее время многие исследователи придерживаются мнения о том, что в той или иной степени антикризисным должно быть каждое управление.
Основной составляющей антикризисного управления является стратегия развития предприятия – определенное направление развития, которое ориентировано на долгосрочную перспективу, охватывает все аспекты внутренней и внешней деятельности предприятия и служит средством достижения поставленных целей. Характерная особенность стратегии, применяющейся в условиях антикризисного управления, заключается в ее четкой ориентации на оперативное выявление и предотвращение возможных причин кризиса. Фактически, она является своеобразным планом действия на определенный срок, основная задача которого состоит в предупреждении опасных ситуаций и последующем направлении организации на путь роста и укрепления положения на рынке.
В подавляющем большинстве случаев стратегия формируется у крупных фирм и организаций, вся деятельность которых основывается на стратегии. В то же время основной целью небольших организаций (которые предоставляют преимущественно хозяйственные и бытовые услуги) является выживание в конкурентной борьбе.
Стратегия антикризисного управления включает в себя, как правило, следующие элементы:
— определение особенностей занимаемого организацией сегмента рынка с целью последующего эффективного анализа и получения возможности предотвращения кризисов;
— постановка целей деятельности организации на долгосрочный период, которая определяет все последующие действия по разработке антикризисной стратегии;
— определение форм и методов достижения поставленных целей (этот этап является одним из наиболее важных, поскольку именно от выбранной программы достижения результата во многом зависит вся деятельность организации);
— установление четкой внутренней структуры персонала и уровня взаимоотношений между отделами и подразделениями;
— организация производственного процесса (оценка технической базы организации, распределение ресурсов, обеспечение служащих современным оборудованием и так далее);
— анализ внешней и внутренней среды бизнеса (подобное исследование имеет первостепенное значение для всех организаций, поскольку именно на основе полученных результатов формируется стратегия управления);
— разработка маркетинговой программы.